24.02.2023
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия
жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое
другое. Дошкольный возраст -
наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые
системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание,
нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания
у них патриотических чувств и развития духовности.
Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только
памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально–
коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины,
родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Актуальность темы.
Потенциал
детей дошкольного возраста уникален,
именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую
его действительность эмоционально, приобретая чувство
привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако,
дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким
людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно
– патриотического воспитания в семье.
Да и
большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и
пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом
направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и
настолько насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо
разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр,
упражнений и экскурсий.
Цель. Воспитывать любовь
к малой Родине, своему народу, вызвать
интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать
представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении
традиций, обычаев, быта русского народа.
3. Воспитывать чувство
гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании
детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению
пособий.
Методы, наиболее интересные для детей и
эффективные в плане усвоения материала:
- метод «оживления» теоретического
материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных
постановок праздников, традиций; эвристический (частично
поисковый) метод;
- метод моделирования,
- социо-игровые
технологии,
- игровой метод,
- метод практических
действий,
- наглядный.
Работу
по приобщению детей к русской народной культуре необходимо
начинать уже в младшем дошкольном возрасте.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к
Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,
бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду,
городу.
В
устном народном творчестве как нигде
сохранились особенные черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды
фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и
т. п.). Знакомя детей с поговорками,
загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным
ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и
многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится?
Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать
свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал
(предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея,
фотосессии подготовленные родителями, который используем в работе с детьми
в приобщении к русской народной культуре.
В
среднем дошкольном возрасте
большое место в приобщении детей к народной
культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как
почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству
с русским народным костюмом. Дети узнали, что
женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как
оберег. Также знакомим детей с русским праздниками :
Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что
изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с
детьми разучиваем колядки, русские народные песни,
заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе
узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.
В
старшем дошкольном возрасте очень
важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У
детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим
с народным промыслом : Дымковской игрушкой,
Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.
д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и
расписываем их по известным нам народным промыслам.
А затем, организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».
На
протяжении всего дошкольного возраста
знакомим детей с русскими народными подвижными
играми : «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и
др. ; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…»
В работе
используем ВОСПИТАТЕЛЬНО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДОНБАСС – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ».
Результатом
работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской
народной культурой»; серия занятий, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста;
оформление картотеки - русских народных подвижных
и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы,
поговорки, загадки, колыбельные песни); разработка консультации для родителей: «Роль народного - прикладного искусства в
эстетическом развитии детей», «Воспитание
патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»;
рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и
др.
Большое
значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет
работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной
культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в
городской музей ; в организации «Минимузеев».
Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.
Для
педагогов была предложена анкета «Готовность к работе по патриотическому
воспитанию».
Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре осуществляется через
диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь, и в
конце года (май).
В
результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в
сохранении культурных ценностей русского народа.
Научились различать виды народно-прикладного искусства,
жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось
внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным
играм, к русской народной культуре в целом.
Таким
образом, воспитывать патриота надо
на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым
веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать
связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей
Родины.
- Я – человек!
- Я живу на этой Земле!
- Здесь мой дом, мои
близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и
радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!
- Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!
- Я учусь мастерить,
рисовать у лучших мастеров своей Земли!
- Мне читают сказки,
легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе
добра над злом.
Это все – моя Родина!
Ф.И.О.__________________________
Анкета
для педагогов
«Готовность
к работе по патриотическому воспитанию»
1.
Какой смысл Вы вкладываете в понятие «патриот», «гражданин», «патриотическое»,
«гражданское воспитание»? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать
патриотическое воспитание с дошкольного возраста? Почему?
2.
Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно-историческое наследие нашего города,
района, области, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
3.
Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и
истории родного города, области, страны?
4.
Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к историческому
наследию своего народа?
5. Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к
культурному и историческому наследию своей семьи, родного поселка, области,
страны?
6.
Знаете ли Вы, что и как рассказать детям о подвиге советского народа в Великой
Отечественной войне?
7. Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении
дошкольников с историей? Назовите известные Вам источники.
8.
Какая методическая работа Вам необходима для реализации задач патриотического
воспитания в Вашей группе?
9. Возникают ли у Вас трудности в выборе форм и методов работы, стимулирующей
развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.
10.
Помощь и поддержка каких специалистов Вам необходима для эффективного решения
задач патриотического воспитания дошкольников?
11.
Какую работу с родителями (лицами их заменяющими) вы проводите для повышения их
компетентности по данной теме?
Методика диагностики представлений и выявления
интереса дошкольников к русской традиционной культуре
Диагностика основана на материале народного календаря
Дошкольный
возраст – время активного вхождения ребенка в культуру, пробуждения
нравственных чувств, воспитания духовности.
Приобщение
к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно дошкольное
детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация
ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим
ценностям. Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию
русского народа – своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского
крестьянского быта.
Чтобы
выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям, необходимо
провести диагностику.
Цель диагностики: Определить представления и особенности
отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности
и любознательности.
Задачи:
1. Изучить интерес у детей старшего дошкольного
возраста к русской традиционной культуре (с использованием материала народного
календаря).
2. Определить своеобразие представлений о русской
традиционной культуре у детей старшего дошкольного возраста, к некоторым
составляющим ее материальной и духовной культуры.
3. Выявить желание детей отражать вышеназванные
представления в разных видах деятельности.
Методика представляет собой модифицированный вариант
диагностики Акуловой О. В. (Мониторинг программы «Детство»).
Задание 1
. Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации.
«Русская изба»
Цель: Определить своеобразие представлений о
традиционных предметах быта, одежды, занятий.
Стимульный материал: сюжетная картинка интерьера
русской избы с предметами быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, прялка,
сундук, лавка, веретено и т. д. и людьми в народных костюмах.
Предъявление задания:
1. Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней
видишь? Как ее можно
назвать?
2. Какие предметы тебе знакомы? Назови.
3. Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет?
4. Назови, во что одеты?
5. Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно
встретить в наше время?
Критерии оценки для обработки данных:
- Знание названий и назначений предметов быта.
- Представления о русской народной одежде.
- О занятиях людей в старину.
- Интерес к теме.
Задание 2.
Индивидуальная беседа с ребенком. «Будни и праздники»
Цель: Выяснить особенности отношения и представления о
календарной жизни русского народа (будни и праздники).
Стимульный материал: Иллюстрации
Предъявление задания: Индивидуально детям задаются
вопросы:
1. Что такое календарь, зачем он нужен?
2. Как ты думаешь, что такое народный календарь?
3. Что такое праздники и будни?
4. Чем праздники отличаются от будней?
В случае затруднения внимание детей обращается на
приготовленные заранее картинки, и задаются вопросы:
- Как ты думаешь, где здесь праздники, а где будни?
Разложи эти картинки.
- Чем заняты люди на картинках праздников и на
картинках будних дней?
- Чем праздники отличаются от будней?
Критерии оценки для обработки результатов:
- Понимание понятий.
- Доказательность – умение обосновать.
- Знание признаков праздника (одежда, песни,
угощения).
- Активность при обсуждении.
- Стремление к получению новых знаний.
- Наглядность.
Задание 3.
Экспериментальная ситуация «Выбери праздник».
Цель: выявить особенности представлений детей об
основных обрядовых праздниках русского народа.
Стимульный материал: подборка иллюстраций с
изображением обрядовых праздников: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Сороки»,
«Синичкин день», «Наум Грамотник».
Предъявление задания: Рассмотри картинки. На них
изображены разные русские народные праздники.
1. Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их.
Как узнал?
2. Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
3. Выбери те, которые тебе незнакомы?
4. Ты бы хотел о них узнать?
Задание 4.
Экспериментальная ситуация «Выбери игру».
Цель: Определить особенности интереса детей к русским
народным играм.
Стимульный материал: Картинки с сюжетами народных и
современных игр.
Предъявление задания: Рассмотри картинки:
1. Выбери из них те игры, которые тебе нравятся больше
других. Чем они тебе нравятся?
2. В какие из них тебе хотелось бы поиграть? Как
будешь играть?
3. Выбери те игры, которые ты видишь впервые.
4. Хотел бы ты узнать о них и поиграть?
Задание 5.
Наблюдение за детской деятельностью. «Ситуация выбора»
Цель: Выявить желание детей отражать имеющиеся
представления о русской народной культуре в игровой, изобразительной
деятельности.
Наблюдение в уголке художественно-изобразительной
деятельности.
Задача: Выявить наличие интереса к предметам народного
быта и игрушкам, выраженного в желании раскрасить изображения определенных
видов.
Стимульный материал: Заранее в уголок изобразительной
деятельности вносятся: раскраски с изображением девушки в русском народном
костюме, реалистичной девочки, мальчика, силуэты дымковских игрушек (лошадка,
козочка, барышня, реалистичное изображение лошадей, коз, изображение народных и
классических музыкальных инструментов, цветные карандаши.
Критерии оценки для обработки результатов 4, 5, 6
заданий:
- Выбор картинки с тематикой традиционной культуры.
- Наличие мотива.
- Желание узнать новое, стремление к получению новых
знаний.
Задание 6.
Индивидуальная беседа с ребенком. «Природа России»
Цель: Выяснить особенности представлений детей о
природе России и об отношении к ней людей.
Предъявление задания: Детям задаются вопросы:
1. Как ты считаешь, какое время года в России самое
красивое?
2. Почему о природе, животных так много придумано
сказок, загадок, пословиц и поговорок?
3. Как ты думаешь, почему Россию называют матушкой,
землю – кормилицей. А лето – красным?
4. В старину месяцы назывались по-другому. Как ты
думаешь, месяцы, какого времени года назывались хмурень, листобоем,
полузимником?
Критерии анализа особенностей развития интереса и
представлений о традиционной культуре России.
- Интерес детей к некоторым составляющим духовной и
национальной культуре России.
- Представления о некоторых особенностях русского
быта, обрядовых праздников и наиболее важных нравственных ценностях русского
народа.
- Желание отражать представления в игровой, изобразительной
деятельности.
- Самостоятельность суждений.
На основе данных критериев можно выделить 3 уровня
характеризующие своеобразие интереса и представлений о традиционной культуре:
Низкий
уровень характеризуется неустойчивым или отсутствием
интереса, недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты
национальной культуры. Ребенок самостоятельно называет не более 2 видов
национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может
раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого.
Средний
уровень характеризуется проявлением положительного
интереса к традиционной культуре. Усвоение традиций дошкольниками правильные,
но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о
традициях. Ребенок затрудняется назвать некоторые элементы национального
костюма, но называет принадлежность костюма, знает сказки, песенки, потешки,
загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с
помощью взрослого. Называет не более двух народных праздников, раскрывает их
суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.
Высокий
уровень характеризуется высоким интересом, правильным,
обобщенным представлением о национальной культуре, выражающимся в развернутом
суждении о ней. Ребенок называет все элементы национального костюма, дает их
описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает
правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого.
Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды,
называет предметы быта.
Литература
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград :
Учитель, 2007, 203 стр.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание
дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа
СПб : АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под
ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.03.2023
Дата обновления: 21.03.2023
Дата публикации: 24.02.2023