16.05.2023
Консультация для воспитателей
«Защита прав и достоинства ребенка»
Цель: закрепить знания педагогов по проблеме "Защита прав и правовое воспитание ребенка"
Задачи: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
I часть: Теоретическая
1. «Случай в аквапарке»
Родители – мама и папа громко ругали пятилетнего сына на глазах у толпы. Мальчик, видимо провинившийся тем, что боится скатиться с горки, весь сжался и плакал. «Скатывайся быстрее, над тобой все смеются», - презрительно цедила мать. «Ну и трус», - добавил отец.
Два взрослых красивых человека «избивали» ни в чем не повинного маленького человека. «Избивали» морально.
Почему взрослые так часто жестоки по отношению к детям? Почему калечат своих детей подзатыльниками, тумаками? Почему «убивают» их такими страшными словами «дурак», «идиот», «дебил» и др? Почему взрослые люди не понимают простой истины, что все это им вернется сторицей?
Потом у таких родителей месяцами будет молчать телефон. Они никогда не узнают радости общения с внуками, нежной заботы детей, потому что в свое время они выбрали этот сценарий жизни.
Иногда сами родители ставят препятствия на пути развития своего ребенка. Это происходит по разным причинам: желание направить детей по проторенному пути своего личного опыта, презрительное отношение к неподобающей по их мнению профессии, собственная ограниченность. Всегда за этим стоит невнимательное, недальновидное отношение к тому, что ребенок считает важным для себя. За этим стоит неуважение к маленькому человеку как к отдельной самостоятельной личности.
Из биографии гениальных людей:
· Композитора П.И.Чайковского родители в 10 лет отдали учиться в училище правоведения. Композитор вспоминал эти годы с горечью, так как по прихоти своих родителей в течение долгих девяти лет был оторван от музыки.
· Отец Дарвина очень беспокоился: «Мой сын – бездарь. Кроме собаки его ничто в жизни не интересует».
· Старший брат и опекун Баха И.С. мнил себя единственным стоящим учителем. Девятилетний Иоган был вынужден тайком брать из запертого шкафа ноты и при лунном свете переписывать произведения. Это серьезно повредило зрение композитора.
Несмотря на все, эти люди смогли выдержать напор критики и неверия в них со стороны близких. Но насколько выше они смогли бы подняться, если бы родные отнеслись к ним с вниманием и заботой, поддерживали бы их продвижение вперед.
2. Если мы обратимся к истории, то увидим, что бесправное, рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку были свойственны всем странам.
В Швеции дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы.
Английские тюрьмы были полны подростками 10-12 лет.
В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть.
В Париже детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами.
В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев.
К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце 19 - начале 20 века. В 1924 году в Женеве Лига Наций приняла первую в истории Декларацию прав ребенка. В дальнейшем, с образованием ООН в 1945 году, проблема защиты детей вышла на международный уровень и приняла реальные формы.
Они приняли Декларацию прав ребенка, которая включала в себя 10 статей, провозглашающих социальные и правовые принципы.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно, за 2 минуты, приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту детей. Конвенция содержит 54 статьи, которые охватывают практически все области жизнедеятельности ребенка. Она имеет равное значение для всех стран мира. Историческая роль Конвенции состоит в том, что она, соединив все накопленное человечеством в области прав детей, стала важнейшим международно-правовым документом, обеспечивающим их защиту.
3. Положение детей в Росси в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.
Сейчас выпускается множество книг, затрагивающих тему о правах ребенка, но это мало способствует изменению правовой культуры общества. Необходимы реальные действия.
Защита прав детей сегодня оказалась настолько актуальной и важной проблемой, что появились и методические разработки занятий для дошкольных образовательных учреждений.
Вашему вниманию представлены следующие метод.разработки, которые имеются в нашем саду.
Для того, чтобы проводить занятия по правам ребенка, педагогу необходимо повысить уровень профессиональной грамотности по данной проблеме. Потому что главное действующее лицо, при проведении этой работы, мы – воспитатели. И от нашей с вами квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в ДОУ и семье.
Работа с детьми
Правовое образование дошкольников.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводить:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Организовывать:
• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.);
• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).
Информация для воспитателя.
• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.
Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия по гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.
Какие задачи ставят педагоги?
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с широким использованием разнообразных средств и методов: этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п.
Проведение специальных занятий на тему: "Первое знакомство с Декларацией прав человека" и "Каждый человек имеет право на имя и что означают наши имена", "Мой дом", "Моя семья", "Я и мое мнение", "Защити меня".
Воспитатель детского сада ориентирует, просвещает и даже контролирует родителей.
Проводит систематическую работу по изучению семьи:
• осуществляет наблюдение за детьми и их общением с родителями (как дети встречают своих родителей, с какими просьбами обращаются к родителям и др.), какие вопросы родители чаще всего задают педагогам, какова реакция родителей на детские шалости, капризы и отметки;
• проводит с детьми рисование на темы: "Мой дом", "Моя семья", "Во что я люблю играть дома", "Выходной день в моей семье", "В гостях у бабушки" и вместе с психологом анализирует полученные результаты;
• посещает семьи, в процессе чего педагог может оценить характер взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком; проводит анкетирование родителей, которое позволит получить информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребенку; выявить трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребенка, пожелания и предложения. Результатом всей этой работы должен стать социальный паспорт семьи, в котором должны найти отражение результаты проведенного изучения;
• вместе с психологом обрабатывает и анализирует полученные данные: структура семьи и психологический климат, стиль и фон семейной жизни, семейные традиции, социальный статус, степень участия в воспитательном процессе, отношение к ДОУ.
Проводит работу по повышению правовой и психолого-педагогической
культуры родителей
• информирует родителей о нормативных основах прав детей;
• вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада - школы;
• консультирует родителей, используя очно-заочную форму (при индивидуальном общении и в письменном виде);
• осуществляет интеграцию всех специалистов образовательного учреждения (организует для родителей консультации медперсонала, психолога, специалистов по физической культуре и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию и т.п.);
• проводит встречи родителей с представителями организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы здравоохранения, социальной защиты населения, органы внутренних дел, инспекции по делам несовершеннолетних и т.п.);
• индивидуально консультирует и посещает на дому детей, родители которых относятся к "группе риска";
• совместно с родителями разрабатывает общегрупповые традиции - календарные праздники, связанные с семьей (День матери, Защиты детей и т.п.);
• организует выставки, на которых будут представлены результаты художественно-эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, музыкальные номера, инсценировки и т.п.);
• проводит спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях;
разрабатывает игры и игровые упражнения, которые родители могут использовать с целью познавательно-речевого развития детей в домашних условиях.
"Жестокое обращение с детьми: что это такое?"
"Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные или физические недостатки ребенка;
• "трудный" ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
• Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
• Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
• Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
• Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
• Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
• Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
• Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
• Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
• Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
• Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
• Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
• В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
• На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально.
• Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:
1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
З. Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями: становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми - трансляции родителям положительного образа ребенка.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
• ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.05.2023
Дата обновления: 25.05.2023
Дата публикации: 16.05.2023