21.03.2023
Сценарий родительского собрания
подготовительной группы
Семейное
воспитание
(воспитание нравственно
– патриотических качеств)
Время проведения: по плану
детского сада - март месяц.
Форма
проведения: круглый
стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
Цель: привлечь
родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
- помочь родителям
овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
-
объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно –
патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
-
изготовление приглашений каждой семье;
- оформить группу
мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1);
-
подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом», «Малиновый
звон» …);
-
провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое
воспитание дошкольников», которое поможет
определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом
воспитании (Приложение 2);
-
дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая
семья …»;
-
заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4);
-
подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;
-
на плакате подготовить правила работы за круглым столом;
-
изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;
-
подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы,
фломастеры, клей);
-
подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом
воспитании, для составления родителями;
-
подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;
-
подготовить книжки – раскраски для награждения за участие в конкурсе.
Участники: воспитатели, родители,
дети.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1.
Вступительный этап:
·
разминка
«Сложи пословицу».
2.
Основная
часть:
·
педагогический всеобуч (понятие: воспитание,
семейное воспитание, нравственное и
патриотическое воспитание);
·
введение
в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно –
патриотическое воспитание дошкольников»);
·
игра
«Бабушкин сундук»;
·
презентация
«Самая, самая семья ….
3.
Практическая часть:
·
«Веселая
мастерская» – изготовление открытки.
4.
Подведения итогов собрания.
·
чтение
детьми стихотворений;
·
памятка
«Нравственно – патриотическое воспитание»;
·
рефлексия.
Ход собрания
Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы
рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему
вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной
деятельности.
- Мы бы хотели, чтобы все участники
круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
1.
Время свято – говори ясно и сжато.
2.
Закон один: все слушают, когда говорит один.
3.
Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно,
какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы.
На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и
собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются
родителями пословицы:
1.
Родительское
слово мимо не молвится (семейное воспитание).
2.
Добрый
человек добру и учит (нравственное воспитание).
3.
Родной
край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
-
Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами
говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание
нравственно – патриотических качеств).
Основная часть
Педагог
группы раскрывает понятия:
Воспитание – процесс
целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое
целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного
уклада.
Нравственное
воспитание
– это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и
поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные
качества
– доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и
т.д.
Патриотическое
воспитание
– это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет
любить свою Родину.
Патриотические
качества
– гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Круглый
стол «Нравственно – патриотическое
воспитание дошкольников». Выступление воспитателя (Приложение 3).
(Звучит
тихая музыка «Малиновый звон)
Игра
«Бабушкин сундук».
- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки,
сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в
котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной
бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает
предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих
предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в
сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В
сундуке находятся:
·
большая
красивая книга русских народных сказок;
·
альбом
и краски;
·
букварь;
·
банка
варенья, шоколад, конфеты;
·
котенок;
·
старинные
семейные фотографии;
·
игрушки
бабушек и дедушек;
·
открытки
памятников города Сургута;
·
картинки
с изображением орденов и медалей;
·
кукла,
одетая в военную форму;
·
пилотка;
·
пряники,
ватрушки;
·
кулинарная
книга;
·
спортивные
атрибуты;
·
перчаточные
куклы для кукольного театра;
·
рыбий
жир.
Презентация
семьи «Самая, самая семья…»
Воспитатель
приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям
поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».
- Уважаемые, родители и дети, в своем
выступлении вы должны рассказать:
*
из кого состоит семья (родословная);
*
историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* о
семейных реликвиях;
* о
семейных традициях;
* о
семейном увлечении, хобби;
* о
семейной мечте.
По
итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.
Практическая
часть
«Веселая мастерская»
Воспитатель
предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок
дружбы».
- Дорогие наши родители, сейчас мы
вместе с вами и нашими детьми сделаем открытку под названием «Цветок дружбы».
Пожалуйста, следите за моими действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог
вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).
- А сейчас развернем открытку и увидим
с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы!
Подведение итогов собрания.
Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное
воспитание» (Приложение
4).
Рефлексия
- Уважаемые родители, просим оценить
наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы
полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если
частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать
отзывы, свои предложения. Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5,6).
- Наше собрание подошло к концу. Благодарим
вас за активное участие и творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия
в ваших семьях.
Приложение
1.
Вся
семья вместе и душа на месте.
В
первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна
быть насаждена в ребенке, как чувство.
Гегель
Ребёнок
– зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца…
В.С. Сухомлинский.
Воспитание
должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая
поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.
Воспитывать
- значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.
Патриот
- это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.
Н.Г.Чернышевский
Лучшее
средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была
у отцов.
А. Колчак
Приложение
2.
Анкета
для родителей.
«Нравственно
- патриотическое воспитание»
Уважаемые
родители!
Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание»
(воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше
мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?
2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
3. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
4. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в
детском саду?
5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -
патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо!
Приложение
3.
Доклад
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из
самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к
событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте,
великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно
слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном
негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако
трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки
патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это
шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное
открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание
воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности,
коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения
к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного
возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к
родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной
трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В
каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен
родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город
славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,
лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе
способны усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей
улицы и той, на которой находится детский сад.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к
объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр,
почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все
это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших
дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его
достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в
честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название
своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они
названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город,
где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на
природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает
осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,
взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает
знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В
нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых,
в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов
семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых
и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как
"долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть
к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов,
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной
работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей
Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Организованная таким образом работа будет
способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию
любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к
своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица
Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат
детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев,
защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей,
совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные
праздники и т.д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И
хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Приложение
4.
Наш дом
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Е.
Аксельрод.
Берегите Россию
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее
тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное
оконце
В позабытом селе!
Н. Гусева.
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною.
Это все мой дом родной!
В. Орлова.
Наша армия
На горах высоких,
На степном
просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не
страшны защитнику
Дождь и снегопад.
В. Степанова.
Приложение
5.
Рекомендации для
родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с
самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
-
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
-Во
время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении
каждого объекта.
-Дайте
представление о работе общественных учреждений.
-Вместе
с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего
двора.
-Расширяйте
собственный кругозор.
-
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
-Читайте
ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
-Поощряйте
ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных
местах.
Приложение
6.
Памятка
Этапы
знакомства - нравственно – патриотическое
воспитание
Знакомство
дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что
дошкольнику трудно представить устройство большого города, историю его
возникновения, достопримечательности.
Работа
ведется последовательно:
·
семья;
·
детский
сад;
·
микрорайон;
·
район;
·
город;
·
достопримечательности,
исторические места и памятники;
·
страна.
В
процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его
укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома»
ложится в основу любви к Родине.
Продолжением
данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей
нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.