06.02.2023
«Особенности адаптации ребёнка к детскому саду
Адаптация – приспособление организма к новым условиям. Детский сад – новый период в жизни ребенка.
На третьем году жизни ребенок еще очень тесно связан со взрослым – дома в привычной спокойной обстановке рядом мама, и в любой момент она может прийти на помощь. В детском саду ребенок остается без поддержки близкого родного человека – он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей. Кроме того ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы – в детском саду приучают к определенной дисциплине (ведь здесь у воспитателя под присмотром более 10 малышей в группе), а дома она не была так важна.
К тому же если личный привычный режим ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад. Наконец, в дошкольном учреждении малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и поэтому нервничать, плакать, капризничать.
У ребенка наступает сильный стресс. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко приходят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу. Справляться со стрессом помогают защитные свойства организма – у ребенка это любопытство и подражательность .
В основном период адаптации у детей длится от недели до месяца. Если ребенок, не смотря ни на что, не привыкает в течение месяца (постоянно плачет, не желает ни в чем принимать участие, появляются соматические проявления - расстройство сна, частые заболевания, т.п.), то лучше, не травмировать малыша и стоит задуматься о том, чтобы не водить его пока в детский сад, потому что после каждого заболевания ему нужно адаптироваться к детскому саду снова и снова.
Весь период привыкания разделяется на 3 этапа:
1. Период дезадаптации. Проявляется более-менее выраженное рассогласование привычного поведения:
- может нарушаться аппетит вплоть до полного отказа от еды,
- нарушается сон (ребенок отказывается ложиться, долго не засыпает, сон кратковременный, прерывистый);
- ребёнок часто плачет;
- может наблюдаться повышение температура тела, нарушаться функция кишечника, появляться сыпь, учащается мочеиспускание,
- нарушатся ранее приобретенные привычки (например, проситься в туалет).
2.Собственно адаптация.
Ребенок начинает привыкать к новой среде, и поведение постепенно приходит в норму: сначала нормализуется аппетит (в течение 15 дней), дольше держатся нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее всего налаживается игра и речевая активность (в течении 60 дней)
3.Период компенсации – адаптированности. Когда все показатели нормализуются и достигнут определённого уровня.
Степени тяжести адаптации:
Легкая – 10-20 дней, без заболевания или оно однократно.
Средняя – 20-40 дней с повторными заболеваниями.
Тяжелая - до 60 дней, заболевания с осложнениями.
Очень тяжелая – более 60 дней, невротические реакции.
На период привыкания приходится основная заболеваемость детей – существует определенная взаимосвязь между протеканием адаптации и состоянием здоровья. Возрастная незрелость механизмов адаптации приводит к психическому напряжению, и оно вызывает изменения в эмоциональном состоянии и нарушения поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются от игр с другими детьми). Снижение защитных сил способствует заболеванию ребенка в этот период.
Социальные – недостаточные воспитательные воздействия в семье, например, укорочение сна, отсутствие режима, соответствующего возрасту, неправильная организация бодрствования, нет начал самостоятельности – ребенка полностью обслуживают взрослые, т.д.
Более легко дети адаптируются, когда семья старается поддержать приемы воспитания, используемые в детском саду.
Уважаемые родители! Для того чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям. В детском саду ребенку нужно привыкнуть: к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться, обществу своих сверстников, новой пище и условиям еды, новой обстановке для сна.
Вашему ребенку будет легче привыкать ко всему постепенно. Важно до поступления в детский сад приблизить домашний режим дня к режиму детского сада. Психологически ребенку наиболее тяжело даются 3 момента из режима детского сада: приход утром и расставание с родными, возвращение в группу после прогулки, укладывание на дневной сон.
Рекомендации родителям
по адаптации ребёнка к детскому саду
Ø Самое главное – положительный настрой на детский сад,
если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
Ø Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не
торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка: «Вот какой молодец, поделился своими игрушками, вместе с детьми играет в песочнице».
Ø Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для
прогулок – это может быть соседский двор, парк и т.д.. Играйте на площадках с детьми, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
Ø Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от
бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
Ø Если вы определились с дошкольным учреждением,
начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Ø Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим
кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит воспитатель детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
Ø Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку,
словом «кусочек» дома.
Ø Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью
выспросить, кто толкнул, кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
Ø Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше
обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее). Берегите нервную систему ребенка!
Рекомендуемый вариант посещения детского сада на период привыкания
1. Сначала приводить ребенка на 1.5 – 2 часа (в начале посещения детского сада желательно в первые дни не оставлять ребенка надолго, так как даже 2 часа в стрессовой ситуации покажутся малышу вечностью). В этот период ребёнок осматривается в группе, знакомится с воспитателями, присматривается к детям.
2. Затем время пребывания в детском саду увеличится с 8.00 до 11.00. В этот период ребёнок завтракает, играет в группе и выходит на прогулку.
3. Теперь можно оставить ребенкадо 12.00. После прогулки дети заходят в группу, моют руки, умываются и обедают.
4. После этого попробуем оставлять ребенка спать. И примерно 1- 2 недели Вы будете забирать его после дневного сна в 14.30 – 15.00 (оставлять на сон только тогда, когда ребенок привыкнет к другим режимным процессам).
5. Далее можно переходить на полный режим пребывания ребёнка в детском саду.
Сколько по времени будет продолжаться каждый этап, сказать трудно, потому что все дети проходят адаптацию по-разному.
Типичные ошибки родителей и способы их предотвращения
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.
* В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
* Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптироваться к новым условиям.
* В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца.
* Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, родителям нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии! Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
* Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой детского сада, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что малышу нечего бояться, потому что она всегда рядом.
* Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.
Обязательно:
- Повесьте в шкафчик ребенка пакет с запасной одеждой (белье, колготки, рубашка-платье – может быть несколько комплектов белья) и пакет для мокрой одежды.
- Заполните анкету- «знакомство», которая поможет воспитателям лучше узнать Вас и вашего ребенка.
- Если что-либо будет волновать Вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь вашими сомнениями с воспитателями.
По возможности:
- Если ребенок не легко идет в группу, не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы (передали ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее.
- Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у него, скорее всего, начнется истерика.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также тест и для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогая ему преодолеть трудности.
Несложные способы уменьшить тревожность и положительно повлиять
на адаптацию ребёнка к детскому саду
Взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации - плавно перейти от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
* Приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму детского сада.
* Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
* Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
* В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в детском саду; повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
* Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Жизнь Вашего ребенка в детском саду облегчится, если:
* он всегда аккуратно и чисто одет, причесан, имеет смену одежды (белья), носовой платок, расческу и т.п.;
*дома соблюдается правильный режим питания и сна;
* ребенку много читают, разговаривают с ним, в результате чего его речь хорошо развита;
* дома ребенка приучают к аккуратности; учат, как вести себя, есть, одеваться, пользоваться туалетом и т.п.;
* родители ежедневно беседуют с воспитателями и самим ребенком о его жизни в детском саду.
Степень готовности ребенка к детскому саду:
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ:
Ребенок умеет самостоятельно кушать.
Ребенок умеет ходить на горшок.
Ребенок почти полностью самостоятельно одевается.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:
Ребенок может остаться без мамы на определенное время.
Проявляет активный интерес к другим детям.
Умеет играть в совместные игры с другими детками.
Как подготовить ребенка к детскому саду
- заранее подготовить ребенка к тому, что он будет посещать детский сад
- следует найти правильную мотивацию для посещения детсада
- заранее познакомить ребенка с воспитателями его группы
- можно приходить гулять на площадку детсада, что бы ребенок привыкал к другим деткам
- необходимо перестроить режим ребенка, чтобы он максимально совпадал с детсадом
- обучать ребенка всем навыкам самообслуживания
- стараться режим питания и меню также максимально приблизить к тому, что будет в детсаду
Основные принципы удачного начала посещения детсада
- Начало посещения детсада не должно совпадать с другими значимыми событиями для вашей семьи.
- Маме не стоит сразу же выходить на работу - дайте ребенку возможность привыкнуть к изменениям.
- В первые недели оставляйте малыша в саду не больше, чем на 2 часа, потом постепенно увеличивайте это время.
- Особо эмоциональным деткам следует давать 1-2 лишних выходных на неделе – хотя бы в первое время.
Самое главное – постоянно показывать ребенку свою любовь. У малыша не должно возникать ощущения, что он вынужден ходить в детский садик, потому что его разлюбили и он больше не нужен родителям.
Показывайте малышу свою любовь всеми возможными способами. Тогда вы не только облегчите процесс адаптации к детскому саду, но и вырастите счастливого и уверенного в себе человека.