15.02.2023
Когда ребёнок начинает ходить в школу, родители могут столкнуться с весьма досадной проблемой: он учится с большим трудом, ему тяжело усвоить новый материал, в классе он считается одним из отстающим. А ведь сами родители неоднократно замечали любознательность, трудолюбие и явные способности своего ребёнка. Как объяснить столь удивительный парадокс, когда умный мальчик или девочка не могут справиться с обыкновенной школьной программой?
Начиная разговор о проблемах, связанных с обучением в школе, следует сказать, что очень часто в отсутствии школьных успехов детей есть немалая доля вины их родителей. Нередко мамы и папы со спокойной совестью перекладывают всю ответственность на плечи учителя. Но в современной школе педагоги привыкли иметь дело с уже подготовленными детьми. Поэтому первоклашки, не обладающие определёнными знаниями, воспринимаются учителями и одноклассниками как неумехи и незнайки. Естественно, что такие дети просто не могут хорошо учиться. Так как у них нет той начальной базы, на которую должны ложиться новые знания.
Современным родителям трудно определить степень готовности своего ребёнка к восприятию новых знаний.
Нам кажется достаточным, если ребёнок выучил буквы, стихи, знаком с известными сказками.
Но сегодня ситуация коренным образом изменилась. Как правило, дети ещё до школы учатся читать, писать и выполнять несложные арифметические действия. Естественно, кто не владеет подобными умениями, будет чувствовать себя весьма неуютно. Он не сможет вместе со сверстниками выполнять все задания учителя. Да и педагогу придётся отвлекаться, чтобы объяснить отстающему то, что ему не известно, а для остальных – давно пройденный этап. Подобные досадные причины формируют у первоклассника абсолютно негативное отношение как к школе, так и к процессу обучения. Стоит только попасть в слабые ученики – так и будешь слабым на всю жизнь.
Есть пути и способы, как помочь ребёнку-школьнику стать активным и самостоятельным.
Но сейчас речь не об этом – легче предупредить эти трудности, чем преодолевать их.
Наши дети – подчас не умеют того, что кажется не относится к школе – но только на первый взгляд. Они не умеют быстро одеваться, есть, не задерживая остальных, самостоятельно занимать себя, добиваться поставленных перед собой целей – пусть в игре, а так же выполнять простейшие домашние дела. Всё это – результат нашей вечной спешки, невозможности сосредоточиться на процессе повседневной жизни.
Обучение в школе требует уже сложившейся произвольности. Ребёнок должен спокойно сидеть на занятии, слушать, запоминать и выполнять то, что ему говорят.
Как же помочь ребёнку научиться управлять своей деятельностью и поведением?
Особенную роль здесь несёт детская игра, особенно коллективная, сюжетно-ролевая, где нужно ориентироваться на других детей, менять своё поведение в зависимости от их поведения (параллельно рассмотреть домашние игры, дать рекомендации).
А так же необходимы такие дошкольные виды деятельности, как рисование, лепка, разнообразные поделки из бумаги.
За частую из года в год, мы сталкиваемся с проблемой недостаточного развития мелкой моторики. Уже с первых дней школы ребёнок испытывает трудности в таких упражнениях, как штриховка, проведение различных линий, умение ориентироваться в пространстве.
Для развития моторных навыков ребёнка необходимо приучать к рисованию, лепке из пластилина или глины, изготовления различных поделок, занятиям с конструктором и мозаикой, шнуровка, вязание и т.д.
Подробно остановлюсь на изобразительной деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, что является одним из естественных детских видов деятельности.
Дети, для которых характерна неразвитость зрительно-двигательных координаций, обращают на себя внимание не только на занятиях. В быту они неловки, обычно у них всё падает из рук и т.п. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работу по аппликации и пр.
Учитывая указанные проблемы, наряду с традиционными упражнениями и пальчиковой гимнастикой предлагаю работу в тетрадях по подготовке руки к письму.
Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
С детьми старшей группы целесообразно проводить работу по подготовке руки к письму в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов), которые позволяют развивать мелкую моторику и координацию движений руки.
Изначально включаем знакомство с разлиновкой, ориентировка в ней.
Знакомим детей с значение слова разлиновка (линии, которые служат опорой для чего-либо). Дети рассматривают листы с разлиновкой (из школьных тетрадей),
учатся ориентироваться. Параллельно знакомим с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и его закрепление.
Детям напоминаем правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные – сверху вниз. Затем раздаём картинки и просим дорисовать струйки дождя, осенние листья ит.д.
Тетрадь по подготовке руки к письму предполагает работу с детьми в течении всего учебного года. Задания проводятся три-четыре раза в неделю с подгруппой или индивидуально. Для закрепления приобретённых графических навыков задания даются на дом. Их дети выполняют вместе с родителями. Одновременно они повторяют речевой материал, работу над лексико-грамматическим строем речи. Можно предложить задания по лексической теме «Времена года – осень».
Надеюсь, что работа детей в предлагаемой тетради улучшит мелкую моторику и координацию движений руки, сделает этот процесс обучения занимательным и эффективным.
Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на формирование психики, а также способствует развитию мышления. Поэтому такие занятия следует проводить с детьми как можно чаще.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.05.2023
Дата обновления: 25.05.2023
Дата публикации: 15.02.2023